Правила хранения авиационных масел

ВАЖНОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВИЛ ХРАНЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ

Важность правильного хранения и обращения трудно переоценить.

Производственные предприятия уделяют особое внимание контролю качества продукции на всех стадиях технологического процесса, т.е. изготовления и фасовки авиационных продуктов. В процессе всех операций ведется жесткий контроль, тщательная проверка готовой продукции перед отпуском потребителю гарантирует соответствие его требованиям технических условий и пригодность к применению по назначению.

Поэтому очень важно, чтобы те, кто эксплуатирует и применяют данные продукты, с такой же осторожностью и вниманием относились к обращению с данными продуктами и их хранению с целью сохранения их первоначального качества.

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Снижение качества продукта обусловлено попаданием в него воды и/или грязи, а также нарушением температурного режима во время хранения. Кроме того, ухудшение качества продукта может быть следствием серьезной деформации или повреждения контейнера. Во всех без исключения случаях острые углы деформированных или поврежденных контейнеров являются слабыми местами, где могут легко возникнуть микроотверстия и быстро образуется ржавчина.

ОБВОДНЕНИЕ

Обводнение может произойти двумя путями:

Попадание влаги за счет «дыхания» контейнера. В принципе это происходит, когда контейнер хранится на открытом воздухе. Далее контейнер может подвергаться воздействию широкого диапазона температур (в том числе, например, перепадам дневных и ночных температур). При повышенной температуре содержимое контейнера расширяется, и слой воздуха над маслом будет стремиться найти выход. В бочках это возможно даже через плотно закрытую крышку. При понижении температуры влажный воздух может проникнуть в бочку, где влага затем конденсируется, за счет чего происходит обводнение продукта. Первоначально в продукт может попасть небольшое количество воды, но с течением времени объем влаги постепенно увеличивается, обводнение становится значительным и ведет к образованию ржавчины на внутренних стенках контейнера.

Загрязнение также происходит и за счет присутствия воды на верхней части контейнера. После заполнения контейнеры тщательно закупориваются. Тем не менее, если происходит «дыхание» или коррозия контейнера (ведущая к появлению мельчайших отверстий), вода, скопившаяся на крышке контейнера, может проникнуть внутрь и испортить продукт.

Предотвращение обводнения не представляет сложности: продукт надлежит помещать на склад немедленно после получения. Складское помещение должно быть сухим, чистым и не быть подверженным резким перепадам температур.

Бочки укладываются горизонтально, при этом пробка горловины должна находиться в положении «без четверти три»

Ведра и картонные коробки должны складироваться в положении, исключающем возможность повреждения.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ

В обычных условиях грязь не может проникнуть в содержимое контейнера, пока он не открыт. Частицы грязи, присутствующие в пыльной атмосфере, оседают на поверхностях контейнеров. Извлечение продукта из такого контейнера нельзя производить, не приняв соответствующих мер предосторожности.

  • Меры предосторожности

    Продукты AeroShell должны храниться в сухом, незапыленном помещении. Перед вскрытием контейнера необходимо тщательно очистить его верх. Если речь идет о бочке, рекомендуется тщательно очистить полностью верхний торец и особенно зону вокруг горловины.

  • Жировые смазки

    Жировые смазки требуют соблюдения особых мер предосторожности. Контейнеры, содержащие жировые смазки, нельзя вскрывать в запыленной атмосфере. Перед извлечением содержимого из контейнера необходимо убедиться, что инструмент, используемый для этой цели, чист от пыли и грязи. Обычно не рекомендуется использовать деревянные лопатки, т.к. мелкие частицы древесины, попавшие в жировую смазку, могут отрицательно сказаться на эксплуатационных характеристиках продукта.

    Чтобы предотвратить отделение масла в выемке, образовавшейся после извлечения смазки, следует разровнять поверхность оставшегося продукта. Поэтому: после извлечения смазки из контейнера выравнивайте поверхность оставшейся смазки и плотно закрывайте контейнер! Отделение масла в той или иной степени происходит во всех жировых смазках. Если выделение масла не превышает допустимого предела, смазку можно использовать и далее, предварительно тщательно перемешав.

  • Гидравлические жидкости повышенной очистки

    Сверхчистые гидравлические жидкости по определению представляют собой гидравлические жидкости высокой очистки. Высокая степень очистки достигается за счет многократной фильтрации, тщательной очистки тары и розлива продукта в чистом помещении. С учетом этого вскрытие контейнеров, содержащих такие жидкости, должно производиться с особым вниманием, поскольку продукт может легко утратить свои свойства по чистоте. Рекомендуется применять для гидравлических жидкостей повышенной очистки дозирующие устройства, снабженные фильтрами тонкой очистки.

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ ХРАНЕНИЯ

Авиационные смазочные материалы не должны храниться на открытом воздухе. Даже в складских помещениях яркий солнечный свет, проникающий через окна и открытые двери, может вызвать значительное повышение температуры поверхностей контейнеров, что приводит к снижению качества продукта. Следовательно, контейнеры должны храниться в затененных местах.

Некоторые авиационные продукты (как правило, предназначенные для наземного применения) подвержены воздействию холода. Низкие температуры могут привести к ухудшению потребительских свойств продуктов и снизить их реологические или эксплуатационные характеристики, чем затруднить их применение. В настоящее время единственным продуктом AeroShell, подверженным действию крайне низких температур, является композитная смазка AeroShell Compound 02 (защита от внешней коррозии).

ПРОДУКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ЛЕТУЧИЕ СОЕДИНЕНИЯ

В целом авиационные смазочные масла не являются пожароопасными. Исключение составляют продукты, содержащие летучие соединения, например, некоторые композитные смазки. Если продукт считается пожароопасным, необходимо хранить его в специальном изолированном огнезащищенном помещении отдельно от других продуктов. Не рекомендуется держать на складском хранении большее количество продукта, чем необходимо для непосредственного использования.

СРОКИ ХРАНЕНИЯ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОСМОТРОВ И ПОВТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Необходимо во всех случаях располагать достоверной информацией о содержимом каждого контейнера. Необходимо также предотвращать возможную выдачу неверного продукта со склада, особенно это касается авиационных продуктов. Поэтому необходимо достоверно убедиться, что с самого начала на хранение поступил требуемый продукт. Более того, после получения товара должна сохраняться четкая маркировка контейнеров и картонных коробок; при необходимости производится ее повторное нанесение.

В случае длительного складского хранения, необходимо установить, что продукт по-прежнему пригоден к применению. Периодически (конкретный интервал определяется пользователем, и может составлять один квартал или шесть месяцев) необходимо производить визуальный контроль состояния картонных упаковок (для мелкой тары) или контейнеров (бочек или ведер) на предмет обнаружения признаков утечек или повреждений. Продукты с выявленными утечками или серьезными повреждениями подлежат выбраковке для не-авиационного применения, либо уничтожению в соответствии с действующими на данной территории природоохранными требованиями.

В случае нахождения продукта на хранении больше установленного срока хранения, необходимо взять образцы для проведения испытаний основных свойств продукта с целью проверки пригодности его к применению по назначению. Основанием для применения продуктов AeroShell являются результаты проведения повторных испытаний представительных образцов из каждой партии по истечении установленного промежутка с даты изготовления, или если она неизвестна, с даты заказа или поступления продукта.

Для разных продуктов предусмотрены различные сроки проведения повторных испытаний; аналогично, испытания, которые необходимо провести для проверки пригодности продукта к использованию по назначению, зависят от вида продукта и накопленного практического опыта работы с ним. Сроки проведения повторных испытаний в первую очередь основаны на положениях Соглашения НАТО по стандартизации (NATO Standardization Agreement) STANAG 3149 (ред. 8), озаглавленного «Минимальные требования к контролю качества нефтепродуктов» ("Minimum Quality Surveillance of Petroleum Products"). Интервалы проведения повторных испытаний приведены ниже.

Периодичность проведения повторных испытаний

  • Все виды масел для поршневых двигателей — 4 года
  • Все виды масел для газотурбинных двигателей — 4 года
  • Все виды жировых смазок — 3 года
  • Все виды гидравлических жидкостей — 3 года
  • Жидкости типа AeroShell Fluid 1, 2F, 2T, 2XN, 3, 5L-A, 5M-A, 12, 18 — 4 года
  • Жидкости типа AeroShell Fluid 602, 634, S.8350 — 3 года
  • Композитные смазки типа AeroShell Compound 02, 05, 06А — 4 года
  • Противообледенительная жидкость типа AeroShell Compound 07 — 2 года
  • Калибровочная жидкость типа AeroShell Calibrating Fluid 2 — 2 года

Примечание: в ряде стран местные военные ведомства могут придерживаться более жестких сроков проведения повторных испытаний, чем те, что приведены выше, поэтому при поставке продукции в такие государства действуют местные нормативы.

Дата первого повторного (послепродажного) испытания наступает через определенный выше интервал. Последующие испытания должны проводиться через периоды, составляющие половину указанного срока. Обычно не требуется проводить испытания в полном объеме стандартов, поскольку многими техническими условиями предусмотрены показатели, слишком трудные или громоздкие для выполнения, либо требующие специальной аппаратуры. Как правило, такие испытания можно провести только в лабораториях, специализирующихся на авиационных нефтепродуктах: маслах и смазках. Вместо этого, для каждого продукта предусмотрен сокращенный комплекс испытаний, направленный на те характеристики продукта, которые отражают любое ухудшение качества, возникшее с течением времени в процессе хранения.

Иногда стоимость повторных испытаний может оказаться выше цены находящегося на складе продукта, и в этих случаях проведение испытаний может быть нецелесообразным с экономической точки зрения. Если испытания все же проводятся, тогда образцы берутся из каждой партии, руководствуясь законом кубического корня для определения оптимального числа контейнеров, подлежащих взятию проб. Результаты повторных испытаний сопоставляются с соответствующими требованиями технических условий и, что более важно, — с оригинальным сертификатом качества для оценки возможного ухудшения параметров продукта. На основании такого сравнительного анализа принимается решение о пригодности продукта к дальнейшему применению, либо его выбраковке или уничтожении.